3ds max в современном архитектурном формообразовании

Принято считать, что программа 3d max создана для визуализации и анимации. В какой-то степени это правильное мнение, ведь популярность у этого пакета среди архитекторов и аниматоров просто феноменальная. Еще шесть лет назад не все знали слово «визуализация», зато теперь им спекулируют направо и налево с легкостью, отделив слово архитектор от слова визуализатор, уподобив программу 3д макс «прибору» для генерирования однотипных интерьеров фотореалистичного качества. 3d max статья дербина Почему так вышло? Где грань между «3д» и проектом? Почему убогий дом с двускатной крышей, крылечком, обрамленным траурной ковкой, созданный в ArchiCAD  —  это «проект», а изящная, бесшовная оболочка в 3д макс — это «интересная визуалка»? Ответ же , как это часто бывает, лежит на поверхности! Если 3д макс  — программа для редактирования трехмерной графики и анимации, то  визуализация —  всего лишь следствие этих процессов. Люди  по привычке воспринимают как должное популистскую  информацию от широкой общественности, и компьютерная графика не стала исключением. Если в ArchiCADе можно с лёгкостью сделать домик с чертежами — значит это софт для проектирования, а если в программе можно без лишних усилий создать красивую картинку или мультик —  значит это софт уж никак не профессиональный инструмент для архитектора. Что за абсурд?  Почему программа для редактирования 3д графики не может быть использована архитектором для проекта!!?  А как же Заха Хадид? В чем делает она свои проекты? «Известно в чем —  это секретный софт, о котором никто не знает, ну , или  жутко сложный grasshopper»,- примерно так рассуждают массы. Но давайте вернемся к практике и разберем, чем отличается ArchiCAD от 3д макса , и в чем же делает свои проекты Заха Хадид.

3ds max в современном  архитектурном формообразовании

Сейчас наступило время информационного моделирования (BIM), своеобразного  микса черчения и аналитики.  Банальная стена перестала быть просто четырьмя линиями в плане, теперь это объект с мега количеством данных: утеплитель, гидроизоляция , штукатурка и т.п. Такую стену можно рассечь в любых местах и любое количество раз. AutoCAD, ArchiCAD, Revit  — все это программы семейства  BIM, программы, для продвижения которых необходим очень грамотный менеджмент, а соответственно должен быть удовлетворён широкий потребитель. И как результат, инструменты моделирования в этих программах удовлетворяют основной поток их пользователей. Четыре стенки и кровля — пожалуйста! Поменялся подрядчик на окна и нужно срочно их все заменить – два клика и готово! Нужны планы и разрезы — так уже есть заготовленные пресеты под нужные уровни! Но как быть с поверхностями двоякой кривизны? как создать параболически гиперболоидную кровлю ? Ответ печальный… или никак или очень сложно. И не нужно упрекать создателей ПО, сами подумайте, скольким архитекторам понадобится информационное моделирование поверхностей двоякой кривизны!? Да, рано или поздно сложные формы можно будет с легкостью создавать в любой BIM программе, но пока это удел ручного труда. Дело в том, что пакеты для создания трехмерной графики развиваются гораздо дольше, чем программы информационного моделирования. И  создатели  этих программ просто физически не успели довести  инструменты моделирования формы до уровня 3д макс или Rhinoceros.

Rhinoceros

    Для того, чтобы не ждать новых версий в надежде на чудо, нужно просто перестать мыслить в рамках одной программы и посмотреть по сторонам. И выяснится, что никакого секретного программного обеспечения нет,  а есть изобретательность  и желание создать нечто новое. Если в 3D max удобно работать с пластичным моделированием, то значит заниматься пластичным моделированием стоит в 3д максе. И поверьте, на каждую задачу найдется свой софт! Если  дело дойдет до стройки, а это уже другая история, всегда можно нанять профессионала, который сможет создать скрипт в том же grasshopper. Этот скрипт автоматически рассчитает пространственную ферму по криволинейной поверхности,  и это не станет ключевой проблемой.      Ключевая проблема состоит в создании криволинейных разрезов и планов для коммерческого предложения. Тут на помощь может прийти slice plane, и вы получите столько разрезов сколько нужно – да, с дальнейшей доработкой в двухмерном режиме, но это куда проще, чем писать скрипт, или создавать гипсовые макеты, как это делал Гауди. В конце концов, любой проект начинается с коммерческого предложения, и как правило, сразу же хвататься за BIM моделирование не целесообразно, тем более, когда речь идет об архитекторе с криволинейной геометрией. Ключом успеха является работа на стыке технологий. Нет софта, который может решить все проблемы, есть усидчивость и четкое понимание задачи. Суть  именно в том, что мы рассматриваем возможности программы для работы с трехмерными объектами, а создание чертежа  уже вопрос сугубо индивидуальный. Если разговаривать непосредственно о пакете 3D max, то можно сказать, что это по-настоящему уникальный продукт, считающий в себе просто невероятное количество инструментов, как для профессионалов, так и для начинающих. Особенно впечатляет тот факт, что все параметры в этой программе поддаются анимации, а анимация это еще один безграничный горизонт для поиска формы. Многие читали «манифест параметризма» Патрика Шумахера, но далеко не все обратили внимание на то, что в данной  работе  нет упоминаний о программе, речь идет лишь о глобальных возможностях современных методов моделирования и проектирования. Бытует мнение, что если звучит слово параметризм, то за ним тут же появляются сложнейшие программы алгоритмического проектирования такие, как grasshopper, processing и т.д. и т.п. На самом деле это не так, речь идет о постоянно меняющихся значениях и взаимодействии их друг с другом. 3D max это параметрическая программа, в которой можно трансформировать базовые значения (боксы, сферы, сплайны) путем воздействия на них модификаторами, которые в свою очередь контролируются числовыми значениями. Heydar Aliyev Cultural Center by Zaha Hadid16 Преимущество пакета 3D max  в том, что он легок в освоении, у программы понятная иерархия,  разобравшись с одним вопросом, по аналогии можно быстро понять, как решить другой вопрос). Программа поддерживает огромное количество дополнительных плагинов. Как правило, первым этапом в проектировании является коммерческое предложение, иногда предпроектное или эскизный проект, это те стадии, когда создать рабочую документацию еще невозможно, но уже понятно каким здание будет по итогу. И сейчас за советом мы обратимся к мировому опыту, например, Экспоцентр Dalian бюро coop himmelb(l)au: сложнейший фасад, сложнейшие конструкции и планировки, десятки архитекторов и инженеров высочайшей квалификации — торжество информационного моделирования. Но все это после оплаты проектных работ , а оплата получается только после грамотного коммерческого предложения. Да, в 3D max невозможно сделать просчет конструкций и инженерных сетей, но можно очень быстро отработать образ будущего здания, создать имитацию конструкций и предположить технологию создания фасада, а все это помноженное на личный опыт архитектора, позволит создать компетентный экономический показатель. И только в случае успеха можно пригласить к сотрудничеству профессионалов в области BIM моделирования,  чтобы уже один в один отработать модель будущего здания.

3d max статья дербина

Рем Колхас неоднократно говорил о том, что в нашей профессии, как ни в какой другой, приходится делать огромное количество работы «в стол». 3D max позволяет  экономить время, BIM модель вы всегда успеете отработать, получив реальный срок и реальную задачу, но творчество и BIM — это практически несовместимые вещи. Стены проекта emerson college архитектурной компании Morphosis решены постоянно мутирующим паттерном, который выполняет роль светотеневого элемента. Такой прием называется аттрактор, и пришел он к нам из мира анимации. Revit, ArchiCAD и прочее программы бессильны в этом случае, это возможно сделать или в 3D max или в нодовых редакторах типа grasshopper. Grasshopper гораздо сложнее в освоении по сравнению с 3D max-ом, так же у нодовых редакторов есть один существенны минус:  в них фактически невозможно фантазировать, grasshopper идеально подходит для решения уже сформулированной задачи, но никак не для создания эскизов. Основная масса проектов офиса Заха Хадид берет свое начало в традиционных программах для анимации и моделирования, и только потом попадает в Revit для планирования. В заключении хочу подчеркнуть 3д макс не является панацеей, но его колоссальные возможности   выходят далеко  за рамки  традиционной визуализации и художественной анимации. Научись создавать сложные здания вместе с Timedigital.org