Здравствуйте!   Меня зовут Антон Выборный. Я молодой архитектор, как и многих, меня привлекают современные технологии  проектирования. 3 года назад я открыл для себя программу Revit, и хотел поделиться своими впечатлениями о работе в связке Revit + 3d max. Именно об этой системе пойдет речь статье. Я расскажу о   перспективах и проблемах, с которыми сталкивается архитекторы и  дизайнеры, соприкоснувшись с этим относительно неизведанным софтом. Также мы затронем уровень подготовки дизайнеров и архитекторов в СНГ. Многим эта статья откроет глаза, а многим насыпет соль на раны. ревит и 3d max рабочка в ревите2  

АНАЛИЗ РЫНКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ СЕГОДНЯ

Какую роль в работе архитектора или дизайнера играет 3d max мы знаем, а вот Ревит  для многих terra incognita.  Если проанализировать  рынок дизайна интерьера и архитектурного проектирования, то на  сегодняшний день ведущими инструментами  проектирования являются autocad и archicad. Рендер делается в 3ds max или совсем крайний вариант в artlantis и Sketch up. Если взять титанов современной  архитектуры, таких  как: Foster, Hadid, Gerry, то им в помощь приходит Bentley microstation для выдачи рабочей документации,  для создания сложных 3d моделей —  Rhino, плагин grasshopper для параметрического проектирования. Это тема отдельной статьи. Давайте рассмотрим один из сегментов рынка СНГ — проектирование коттеджей и интерьеров. Когда вы смотрите на классные здания известных архитекторов, то задаете вопрос: «Почему у нас таких нет? Когда же и нам начнут  заказывать подобное? «. А теперь ответьте на вопрос: «Сможете ли вы проектировать такие здания?». Однажды, беседуя с коллегами на эту тему, я спросил: «Смогли бы вы запроектировать  здание как у Хадид?»  Все задумались, хотя до этого смело рассуждали на темы проектирования супер зданий. И я не говорю создать модельку в 3d max, речь идет о реальном проектировании. Я услышал  расплывчатый ответ, мол, главное заказ получить, а там  справимся.  Но возможно  ли грамотно создать здание бионической формы в 2d проекциях? Да, конечно, на кульманах чертили же, но какой ценой? Люди, сегодня век информационных технологий, эра BIM, а большинство дизайнеров  продолжают мыслить  в 2d проекции, и носят распечатки к заказчику на стройку. А не проще ли  все смотреть через Design Review, и вносить пометки проектировщику, которые видят сразу все  смежники. И слышен неубедительный ответ : «Заказчик на это не готов». А вы пробовали ?

ИСТОРИЯ И ПРОГНОЗЫ

Давайте проанализируем развитие  проектирования за последние несколько десятков лет в СНГ. В советское время  чертили от руки, и лишь в начале 90-х началась компьютеризация. Появились первые тридешники в  видео индустрии, а в архитектуре первые автокадчики. В начале 2000-х это было очень круто. Издавались толстые  руководства, их  мало  кто дочитывал до конца. Написано много, а системы нет —  просто набор инструментов. В итоге  книжки пылились на полках, а автокадом   как владели, так и  владеют поверхностно. Прочитал полкниги, линию чертить научился, стирать, делать толщину и цвет — я знаю автокад.  Зачем  работать с внешними ссылками, настраивать командную работу? Проще по почте или на флэшке передать коллеге на  соседний стол. Я иногда не могу понять людей, то они говорят, что у них нет времени учиться, а через 5 минут говорят, что нет работы и «заказчик за это не платит». Скорей всего это отмазки для самого себя, чтобы ничего не делать. Для большинства знание автокада ограничивается черчением «в модели» — электронный кульман. Вспоминаю как  на  моей работе делали чертежи ГАПы,  которые  освоили автокад 10 лет назад и не сдвинулись с места. Начертили фасад, возникли корректировки- поменяли, когда корректировок стало  много, зачеркнули жирными красными линиями, и начали чертить новый фасад. Старый, естественно, оставили, зачем настройки перебивать  проще рядышком начертить. К моменту визуализации, файл автокада превращается в полный трэш. Если же после  визуализации повторно возникают корректировки, становится совсем плохо. Самый пик разочарования у меня наступает, когда я вижу в одном файле несколько проектов, и все чертежи в одной модели. Если честно, хочется плакать. Кончено так работают не все, но большинство персон старой школы поступают  именно так. Когда выпускник приходит на работу в такое бюро — это катастрофа для будущего специалиста. О каких интересных проектах может идти речь???  Господа архитекторы и дизайнеры, прежде чем упрекать заказчика в безвкусии и незнании современных вещей, начните с себя. Давайте повышать культуру проектирования,  только это даст нам право на дальнейшие рассуждения. Отстал не заказчик, а архитектор, который делает примитивный виз, еле-еле работает в автокаде и всем вокруг рассказывает, что  кругом  строят только сараи. Настоящая  работа приходит к специалистам, а не к тем, кто технически застрял в начале нулевых.Сейчас на рынке даже с хорошими знаниями трудно выделиться и конкурировать.   Рассмотрим 3d визуализацию. В начале 2000-х появляются первые визуализаторы. Я уже упоминал о типах визуализаторов  в  статье ранее. В 2007 г   с раскрытием «скрипта» фотореалистичного виза,  начался бум  фотореалистичной визуализации с ажиотажным спросом на оную.  За эксклюзивную и востребованную  работу хорошо платили, и рынок готовых 3d моделей расцвел обилием обучающих курсов и информации.  Профессия визуализатора  еще  актуальна, однако по прогнозам через 2-3 года Revit завоюет рынок, а вместе с ним будет развиваться GPU рендеры с готовыми присетами, и скорее всего,  многие окажутся  без работы,  потому что архитекторы смогут самостоятельно выполнять визуализацию по шаблонным настройкам. Конечно всегда будут такие ребята, как Luxigon, Bertrand Benoit, делающие художественный виз для  мэтров  архитектуры. 3d Моделирование будущих зданий в revit, и быстрый виз с применением готовых шаблонов  — вот будущее архитектора. Тем,  кто  желает быть в авангарде, советую обратить внимание на grasshopper и его аналог dynamo для ревит. Параметрическое моделирование  рано или поздно дойдет и до нас. В Европе и Америке начинается бум этих технологий. Вы думайте  Гери,  Заха, Вольф Прикс и MAD architects делают такие фасады человеческим ручным трудом? Для подобных задач давно пишутся скрипты.

BIM ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Проектируя в 3d, мы избавим себя от вечных коллизий на стройке, и авторский надзор упростится во много раз. Проектируя в BIM, у нас уже есть объемы здания, материалов и примерная стоимость объекта, которая считается автоматически. Больше не нужно пересчитывать площади помещений в автокаде  после очередной правки заказчика. Если это не интерьер, а как минимум, коттедж, можно подключать конструкторов в Revit Structure и инженеров в Revit MEP. Работая в одном файле хранилища, все проектировщики видят изменения в реальном времени. Больше не нужно сверять чертежи и бегать с флешкой по офису в поисках последнего файла. А по классике жанра  у архитектора все изменяется за день, пока  конструктор считает нагрузки к устаревшему варианту. Зачем вам мартышкин труд? BIM_Illustration

СВЯЗКА С 3D MAX

Сегодня практически вся архитектурная визуализация создается в 3ds max и vray. Для молодых архитекторов и дизайнеров это  не проблема. А что делать поколению постарше? Бесконечно платить за качественную визуализацию 20 % гонорара с проекта? Не  хочется?  А  бесконечные правки,  когда   заказчик неожиданно  сменил планировку. И нужно исправить  планировки, фасады, количество материала, выдать задание визуализатору. Да еще рендер 2 дня длится. Где взять столько нервов и времени,  была бы волшебная кнопка «сделать быстро», чтобы поменял в одном месте и везде поменялось бы  и пересчиталось. Ваша мечта осуществима, такое уже есть в revit. Задумайтесь, чем является архвиз сегодня? По сути это помещение, или здание (которое у архитектора, работающего в Revit, получается автоматически) с настроенными материалами vray. Помещение заполнено профессиональными модельками evermotion или 3ddd и грамотно настроенным светом. Сегодня архитектурная визуализация перестала быть чем-то уникальным. Рендер на хорошем компьютере длится час . То есть, человек профессионально работающий  в revit, в состоянии сделать не только документацию для стройки , но  и  модель. Осталось накачать уже готовых библиотек материалов, моделей и по шаблону настроить свет. Теперь работая  в revit,  не нужно платить визуализаторам деньги и зависеть от них. На сегодняшний день существует множество различных «скриптов» для эффективной коммерческой визуализации. По сути это набор действий, которые архитектор может выполнить сам, не нуждаясь в помощи  3d специалиста. Таким образом, работая в Revit и 3d max, у нас получается полный интерактивный процесс, где архитектор  контролирует  каждый этап, и вносит корректировки в revit, тем самым меняя чертежи, спецификации и 3d модель, которая связана с 3d max. Кстати, она не просто экспортирована, а связана! Если вы примените материал к вашей стене, а потом поменяете ее параметр и обновите, то в 3d max поменяется геометрия, а  настроенные материалы и текстуры останутся.

ИНТЕРЬЕР В REVIT

Я неоднократно сталкивался с ситуацией, когда в беседах с  дизайнерами  о Revit,  они соглашаясь со всеми  преимуществами этой программы,  но не хотели сложностей,  ведь это  всего лишь интерьеры… Если вам нравится  вручную делать порезку кафеля, вручную подсчитывать  его количество, моделить весь интерьер в 3d max заново, и при каждой смене планировки делать все повторно —  это ваш выбор.  Предлагаю перейти на более совершенную систему проектирования и увеличить свою производительность в 4 раза. Дизайнеру интерьера, который хорошо знает ревит, достаточно иметь профи аккаунт на 3ddd, хорошую библиотеку текстур, и минимальное умение настраивать свет и материалы Vray по шаблону. В архитектуре все примерно так же, если не легче. Настроить материалы, поставить освещение, настроить рендер, загрузить готовые деревья и размножить их скаттером. воркшоп_интерьер4 воркшоп_интерьер8

РАБОЧАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ В REVIT

Когда мы начали внедрять revit на фирмах, то столкнулись со скептицизмом  старшего поколения. Звучали  реплики про 20 лет работы в проектном институте , споры о «рабочке» , утверждение что рабочую документацию выполнить в Revit невозможно, что  модель все равно нуждается в доработке автокадом. Я разочарую всех, кто так  думает. Можно и нужно. Просто необходимо  знать инструмент, софт,  умение им пользоваться сделает  систему вашей  работы быстрой и эффективной. Если работать на высшем уровне, когда проектировщики связывают Revit Architecture с Revit Structure и Revit Mep с одни файлом хранилища, делая при этом расчет в Autodesk Robot, управляя всем процессом в Navisworks и Vault, тогда скорость проектирования становится просто фантастической.  Но к сожалению такое  могут  позволить себе только большие проектные институты. А если вы занимаетесь дизайном интерьера и проектируете коттеджи — КАК НАУЧИТЬСЯ ? Специально для такой аудитории  мы с командой Timedigital разработали уникальные воркошопы. В чем их уникальность ? Ведь существует много курсов по 3d max.  Есть фирмы, которые занимаются внедрением REVIT  на уровне проектных институтов, масса бессистемных  видео уроки на youtube  по Revit, 3d max и grasshopper. Онлайн воркшопы  TimeDigital- это обучение алгоритмам  работы сразу в нескольких программах, и  получение навыков   работы в связке revit+3d Max,  где одна программа  дополняет и усиливает другую, а не по отдельности. Пройдя воркшоп, вы получите быстрый старт  и  эксперсс-знания сразу по нескольким программам. Только  практика является критерием истины! Сделайте   шаг в новый уровень современного проектирования!    

«ИНТЕРЬЕР В REVIT И 3D MAX» ONLINE WORKSHOP 

Онлайн воркшоп по созданию интерьера в Revit и 3ds max. На этом воркшопе мы создадим с нуля проект ресторана в revit. Свяжем модель с 3d max, и сделаем высококачественную визуализацию. В итоге вы научитесь делать проект интерьера в новой системе проектирования, которая самая передовая в мире.  Кураторы воркшопа: Кузьменко Андрей и  Антон Выборный. Читать подробнее

 «ПАРАМЕТРИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН В GRASSHOPPER» ONLINE WORKSHOP

Онлайн воркшоп по абсолютно уникальный тематике. Где вы познакомитесь   с  техникой секционной порезки в Grasshopper. Научитесь писать  скрипт и применять его в своих проектах. Мы сделаем параметрическую декоративную стену в интерьере и секционную лавку. Кураторы воркшопа: Сергей Дербин, Арсений Иванов. Читать подробнее

«ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ В REVIT И 3DS MAX» ONLINE WORKSHOP

На этом воркшопе мы создадим формообразующие элементы в Revit на примере шедевров современной архитектуры. В качестве образцов  мы взяли здания Даниэля Либескинда,  Нормана Фостера,  MAD Architects, Studio Gang, Calatrava. После создания формы зданий мы свяжем модель ревита с файлом 3d max и сделаем визуализацию. Кураторы воркшопа:  Андрей Кузьменко и Антон Выборный. Читать подробнее Надеемся, что данная  статья поможет вам сделать правильный стратегический выбор в профессиональном развитии и карьере. Оставляйте комментарии внизу страницы. С уважением  Антон Выборный и команда Timedigital.org